Челпанов г.и.учебник по логике

Эта цель может достигаться, может и не достигаться.

Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести н истине. Итак, разкица между психологией и логикой в отношении к процессу мыишгения может быть выражена следующим 1 образом.

Психология рассматривает мышление так, как оно есть; логика так, как оно должно. Психология рассматривает безразлично всевозможные роды мыслительной деятельности: В этом отношении логика сближается с этикой, или наукой о нравственности, и с грамматикой. Подобному тому, как этика указывает законы, которым должна подчиняться наша жизнь, чтобы быть добродетельной, и грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть истинным.

Норма от латинского слова norma—есть правило, которое показывает, как что-либо должно совершаться. Психология есть наука описательная, потому что она описывает и объясняет, как совершаются в действительности умственные процессы; логика есть наука нормативная, потому что она указывает те нормы, которым мышление должно подчиняться. Для того, чтобы понять утверждение, что существуют известные правила, которым должно подчиняться мышление, рассмотрим, в чем заключается задача логики.

Задача логики. Есть положения или факты, истинность которых усматривается непосредственно, и есть положения и факты, истинность которых усматривается посредственно, именно через посредство других положений или фактов.

Если я скажу: Такого рода факты мы можем назвать также непосредственно очевидными, потому что они не нуждаются ни в каком доказательстве: В самом деле, разве я нуждаюсь в доказательстве, что передо мною находится предмет, имеющий зеленый цвет; неужели, если бы кто-нибудь стал доказы- 2 вать, что этот предмет не зеленый, а черный, я поверил бы ему? Этот факт для меня непосредственно очевиден.

К числу непосредственно очевидных положений относятся прежде всего те положения, которые являются результатом чувственного восприятия, а также и внутреннего опыта, напр.: К непосредственно очевидным положениям относятся также математические аксиомы и определения. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии например, прошедшие явления, а также и будущиемогут быть познаваемы только посредственно. Я вижу, что дождь идет,—это есть факт непосредственного познания; что ночью шел дождь, есть факт посредственного познания, потому что я об этом узнаю через посредство другого факта, именно того факта, что почва мокрая.